Для Вас, родители!

Уважаемые родители! 
На страничке Вы можете найти ответы на такие вопросы:
1.Как научить ребёнка слушать с первого раза?
2.Как приучить ребёнка к порядку? 
3.Нужно ли помогать ребёнку в учёбе? 
4.Почему ребёнок плохо учится?


I  РАЗДЕЛ. 
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ!
Основы безопасности 
Безопасность детей в Интернете 
Правила безопасности 
Интернет- букварёнок 
Детский мобильный интернет 
II РАЗДЕЛ
СОВЕТЫ:
1) Как научить ребёнка слушать с первого раза?
Советы родителям
Как научить ребенка слушать с первого раза?
Многие дети замечательно научились избирательно слушать, а следовательно, и слушаться, старших - и это достаточно серьёзная проблема для многих родителей.
Мы предлагаем вам несколько простых советов, как научить своего ребенка внимать вашим просьбам, пожеланиям и указаниям:
1. Станьте примером внимательного слушателя. Покажите ребенку, как вы умеете слушать мужа, друзей и, особенно, его самого. Больше слушайте, меньше говорите.
2. Говорите уважительно. Дети почти всегда "отключают" своё внимание, если вы говорите с ними на повышенных тонах, критикуя, обвиняя, жалуясь или приказывая.
3. Вначале привлеките внимание, а затем говорите. Поймайте внимание вашего ребёнка, убедитесь, что он на вас смотрит прежде, чем заговорить. Можно попросить: "Пожалуйста, взгляни на меня и послушай, что я скажу".
4. Заранее предупредите о разговоре. Попробуйте установить временные границы: "Мне нужно поговорить с тобой через минуту. Пожалуйста, будь готов".
5. Понизьте голос. Вместо того чтобы кричать - начните говорить более спокойно. Обычно такое поведение застает детей врасплох, и они проявляют интерес к дальнейшему разговору.
6. Говорите коротко, ласково и конкретно. Вместо: "Немедленно займись уборкой", более четко сформулируйте свою просьбу - "Пожалуйста, убери кровать до того, как пойдешь гулять". Дети обычно более внимательны, если знают, что им не придется выслушивать целую лекцию.


2)Как приучить ребёнка к порядку. 
Часто родители обращаются за советом "Как научить ребёнка не разбрасывать свои вещи, быть собранным и аккуратным?" Прочтите, пожалуйста, эту статью, думаю именно здесь находятся ответы на ваши вопросы.
Елена Большакова
Чисто там, где не мусорят!
"Прихожу с работы усталая. В коридоре натыкаюсь на ролики, рюкзак, скомканный свитер... Верный признак того, что сын уже дома. На все просьбы убрать вещи и вытереть пыль ответ: "Сейчас, через пять минут!" Эти пять минут тянутся до вечера. В конце концов, злая и обиженная на сына, я привожу все в порядок сама. А на следующий день все повторяется…"
Знакомая ситуация, не правда ли? Налицо каждодневное столкновение интересов: ребенка, который просто не замечает беспорядка, и родителей, которые этот самый беспорядок еще как замечают и очень нервничают по этому поводу. Но сами же и потворствуют беспорядку. Ребенок очень быстро понимает, что убираться просто не к чему: "Мне это не мешает, а кому мешает, пусть тот сам и уберет!" И ведь действительно - родители ворчат, но убирают.
Не стоит подозревать ребенка в намеренном равнодушии. Дело в том, что он может быть просто не готов вести планировать свое поведение и действовать в соответствии с намеченным. У многих детей организованность поведения (которую обеспечивают еще находящиеся в развитии лобные доли мозга) складывается долго, вплоть до совершеннолетия. И часто они просто не представляют себе, как подступиться к делу…
Понятно, что мести полы в комнате четырнадцатилетнего - значит пестовать в нем разгильдяя. А вот помочь ребенку -вне зависимости от возраста - организовать труд можно и нужно. Бывает так, что детям просто некуда складывать свои богатства: не хватает ящиков в письменном столе и полок на стенах. Или же вещей, нужных и не очень, накопилось так много, что самостоятельно их не рассортировать. Тут-то и должны прийти на помощь родители: купить или смастерить нужную полочку, подсказать, куда лучше положить школьные принадлежности, а куда - игры и диски.
Еще многих ребят пугает сам объем работы: в самом деле, как за пару часов успеть и пол вымыть, ковер пропылесосить, и книги по местам расставить, да еще и цветы полить? Так ведь и в гости к друзьям не успеешь, и о прогулке забыть придется. Но ведь никто не говорит, что каждая уборка должна быть генеральной. Куда лучше сегодня заняться ковром, а завтра - книгами... Можно предложить ребенку: составь план уборки на неделю. Тогда глаза сразу перестанут бояться, а руки начнут делать.
Бывает, впрочем, и так, что родители создают в семье культ чистоты, который мешает жить как им, так и детям: "У моей подруги дома чисто, как в операционной. Проснувшись, мама сразу берется за дело: драит, стирает, моет... Но вот домой приходит сын, и первое слово мамы не "Как дела в школе?", а "Осторожно, не наследи. И, будь добр, не разбрасывай носки". Пока сын ест, мама рассказывает, как напахалась за день и попрекает его тем, что он совсем не помогает ей. Сын не выдерживает, бросает ложку и убегает в свою комнату с криком "Достала!".
Конечно, женщину можно понять: ведь ее старания - для сына и мужа. Вот только им, как оказалось, они такой ценой не нужны. Уж лучше не вытертая пыль, чем раздраженная и вечно усталая мама.
Так как же, не впадая в крайности, помочь ребенку блюсти чистоту и порядок? Вот советы и хитрости бывалых родителей:
Коробка-жадина
Мария: "Недавно у нас в квартире завелась жадная коробка: она лопает все, что валяется на полу или в не предназначенном для вещи месте. В коробке оказываются наушники старшего сына, кукольные платья дочек и разные брошенные безделушки. Вещи не выдаются растеряшам до конца недели. И, надо заметить, через месяц такой коробочной терапии в доме стало чище".
Справедливое вознаграждение
Елена: "Каждый труд должен быть вознагражден, и уборка тоже. Но вознаграждение должно быть полезным и связываться с порядком: это может быть новая подставка для дисков или специальные салфетки для протирки компьютерного монитора. Дети видят, что их труд важен, и чувствуют родительскую поддержку".
Естественные последствия
Сергей: "Недавно, когда сын спешил на тренировку, он долго не мог найти спортивную форму с логотипом команды. И не удивительно: он с вечера не позаботился о ней, а бабушка бросила форму в стиральную машину. Пришлось ему брать старую. Теперь все вещи готовит заранее. Но если он вдруг не может найти свой мобильный, все-таки приходится искать сообща, чтобы быть на связи с сыном. Ведь пока это важнее для нас, чем для него".
Правило трех шкатулок
Ирина: "У нас с дочками действует правило трех шкатулок: у каждой девочки есть три небольших ларчика, куда они складывают ту мелочь, которая обычно валяется по всей квартире: сережки, ручки, значки, расчески, нитки для рукоделия... И каждая знает, где что лежит. Два раза в месяц дочери проводят ревизию и выбрасывают из шкатулок все ненужное: сломанные расчески, засохшие стержни... Так освобождается место для нужных вещей".
Не повинность, а привилегия
Татьяна: "Так сразу повелось, что уборка в нашем доме считается не повинностью, а привилегией и символом взрослости. Не каждому можно доверить мыть посуду или протирать вазы. Дети это почувствовали еще в детсадовском возрасте. Теперь они учатся в старших классах и до сих пор убираются с охотой, хотя иногда просто забывают. Но стоит мне взяться за пылесос - тут же вырывают его из рук и принимаются за дело со словами: "Ну мама, в самом деле, мы же не маленькие!".
Убираемся, играя
Андрей: "Сын учится в первом классе, но так и не привык убирать за собой учебники и игрушки. И тогда мы решили заинтересовать его. Когда игрушек и книг на полу становится слишком много, мы отправляем их в корзину... по воздуху, просто-напросто закидывая их туда. Это еще и соревнование в меткости. Теперь сын, увидав валяющуюся вещь, сам отправляет ее в корзину - потому что это весело и прикольно. А я наконец-то реже стал натыкаться на его игрушки".
Разделяй и властвуй
Светлана: "Когда дочь пошла в школу, мы детскую комнату разделили на несколько зон. Теперь там есть зона учебы (письменный стол и компьютер), зона отдыха (кровать и тумбочка около нее) и зона игры (полочки с куклами и мягкий ковер). Мы их разделили лишь зрительно: у каждой зоны свой цвет обоев и мебели - светло-зеленый, голубой и розовый. Смотрится хорошо и сразу настраивает дочку на нужный лад. А главное, вещи из зоны учебы почти не попадают в пределы зоны отдыха - а значит, убираться стало гораздо проще!"
Материал предоставлен журналом Семья и школа (№9, 2009 г.).

3)Нужно ли помогать ребёнку в учёбе? 
Ответ на этот вопрос родители найдут в статье Н.А. Болсуновской.
Работая в школе, часто слышу вопрос про то, должны или не должны родители помогать ребенку с учебой…
Разные есть мнения родителей на этот счет:

"Мне никто не помогал, и он пусть сам учится".
"Он уже большой, не дошкольник – вот пусть сам и учится…"
"Я уже окончила школу, почему я должна еще раз проходить школьную программу?"
"Если бы он внимательно слушал на уроке, то помощь бы не понадобилась –а так пусть сидит сам."
"Обязательно надо помогать ребенку с учебой, ведь он еще только начинает учиться, а как известно без поддержки взрослого многие учебные навыки не формируются."
"Ребенок на уроке не может сразу все усвоить, поэтому поддержка взрослого необходима."
Но кто же из них прав? Несколько заметок по этому поводу…
Ученые доказали, что процесс развития любого навыка и умения – будь то письмо, чтение, приготовление домашней работы, сбор портфеля, организация рабочего места и т.д. проходит через ряд стадий и важную роль в этом процессе играют значимые взрослые. Любой навык не возникает быстро и сразу. В начале необходимо, чтобы взрослый объяснил для чего нужен этот навык, показал ребенку как надо сделать, потом помог ребенку освоить его в процессе совместной работы ребенка и взрослого. И лишь затем доля родительского участия уменьшается. При этом взрослому важно держать руку на пульсе, контролируя, отслеживая уровень понимания материала, помогая по мере необходимости, хваля ребенка за продвижение.
Без поддержки взрослого ни один ценный навык не формируется или формируется не в том виде, в котором нам бы хотелось.
Ребенок пришел в школу учиться, осваивать новые виды деятельности и получать знания. Но дети не роботы, они не могут тут же запоминать и обрабатывать информацию. Кому-то для усвоения достаточно 2 объяснений, а отдельным детям с десяток разборов и объяснений. Поэтому процесс помощи должен рассматриваться родителями как нечто естественное и необходимое.
Помогать - это не значит делать за ребенка, необходимо делать вместе с ним, направлять в нужном направлении или так организовывать среду, чтобы ребенок сам открыл нужное знание.
Помогать ребенку надо с использованием тех форм, которые соответствуют его возрастным особенностям, интересны ребенку. Лучше поиграть с ним в школу, где бы ребенок был в разных ролях учителя и ученика, устройте игру, например, клад, где бы он в ходе поиска освоил нужные навыки.
Помощь заключается не в том, чтобы загрузить ребенка заданиями без объяснения, а в том, чтобы помочь ему освоить то, что он еще не знает и не совсем понимает.  
Скажите, полюбит ли ребенок письмо, если мама из самых лучших побуждений, усаживала ребенка за стол и он должен был писать по 6 страниц формата А4. При этом мама не помогала ему, находилась в другой комнате, а он только сидел и писал, порой не понимая, что у него неправильно.
Родителям важно отслеживать не только то, что ребенок понял или не понял, но и то, насколько он может применить знание на практике. Как часто бывает, когда ученик называет правило, например, что гласные поются, но найти в тексте гласные не может.
Н.А. Болсуновская. Психолог-консультант.

4. Почему ребёнок плохо учится?

Десять раз повторяем одно и то же, а через минуту он уже не помнит. Вчера мне пересказал все. А с утра – ничего в голове нет. Дома рассказывает все по порядку, а в школе – молчит, будто язык откусил. Как Вам – знакомые ситуации? А еще любимые поговорки родителей и учителей:

* Ему хоть кол на голове чеши!
* Хоть в лоб, хоть по лбу.
* В одно ухо влетело – в другое вылетело.

Узнаете?

Так вот! Это все можно исправить! Причем, очень быстро – в течении недели. Но для этого придется кое-чем пожертвовать. В первую очередь своими принципами. Прежде всего, придется отказаться от идеи – что Вы всегда правы и знаете как надо. Но обо всем по порядку.

Для начала несколько базовых предположений.

1. Ваш ребенок – не идиот. Спросите у любого.

2. Ваш ребенок находится в возрасте, когда самой природой определено его основное предназначение – познавать мир.

3. Каждый человек, в том числе и Ваш ребенок – талантлив хоть в чем-нибудь, а скорее – во многом.

4. Обучение, как и любая работа, требует сил (мозг поглощает до 60% всех питательных веществ и кислорода – вспоминаем школьную программу).

5. Сил и энергии у человека ограниченное количество (в каждый конкретный момент)

Пока со всем согласны? Тогда – «удар под дых», что называется, или положение №6: Основные силы ребенка уходят на борьбу. Так, что на учебу их просто не остается!

Еще пока не очень шокированы, но уже начинаете волноваться? Правильно! Ведь я еще не сказал на борьбу с чем…

Но не будем спешить.

Вспомним, с какой радостью, с каким счастьем ребенок задает вопросы: Почему? Зачем? Как? А это что? Задает, но, до поры до времени! До тех самых пор, пока ему приходится начинать изучать то, что ему не интересно. И тут нам нужно место для теоретической вставки.

Потребности – основная движущая сила поведения человека. ВСЁ, что человек делает, он делает для удовлетворения своих потребностей. Большинство потребностей носят естественный, природный характер. Однако, начиная с малых лет (вернее месяцев) взрослые начинают формировать у ребенка чувство вины, которое базируется на инстинктивной любви к маме и папе. Основной идеей чувства вины является - «ты расстроишь маму, маме будет плохо». Со временем делать маме, и всем взрослым, «хорошо» становится искусственной потребностью. Часто (почти всегда) естественные и искусственные потребности находятся в противоречии, в противоборстве. Соответственно, у любого поведения ребенка может быть два мотива (мотив это потребность, которая может быть реализована за счет, какого-то предмета, события или усилия) – либо естественная потребность исследовать мир так, как интересно. Либо искусственная потребность «не обижать маму», которая заставляет изучать мир так, как она считает нужным.

Вот мы и получаем удивительную картину! Ребенок, вместо того, чтобы учится в радость (как уготовано нам природой), учится в тягость – как уготовано ему родителями, воспитателями и учителями.

Вот теперь можно удивляться, злится, протестовать, рвать статью на мелкие кусочки, закрывать сайт и писать жалобу в министерство образования. Впрочем, там об этом давно известно. Сотни книг, десятки диссертаций. А воз и ныне там. Почему – отдельный вопрос, не будем трогать политику.

Нас же с Вами может заинтересовать вопрос, озвученный в подзаголовке – как облегчить жизнь школяра.

Для этого я знаю два способа (наверняка их больше). Первый – для смелых – демократическая школа, или отказ от принудительного обучения или обучение свободой. Школа, родители создают все условия для обучения ребенка, начиная с 5-илетнего возраста и до поступления в институт. Создают условия и все. Ничего не требуют. Все остальное ребенок делает сам. Я не буду тут о нем писать – пройдите по ссылке, там лучше описано. Второй - для излишне социализированных людей, например, для таких как я. Вот его я и начну здесь описывать, а закончу в следующей статье.

Для второго метода тоже потребуется Ваша внутренняя решимость. Помните – я писал выше про отказ от некоторых принципов? Так вот Вам новые принципы!

1. Ребенок сам лучше знает, как учится. Если не знает – спросит у Вас или у учителя. Если не спросит – значит, Вы его бьете. Физически или морально. Перестаньте. Вот прямо сейчас. Ребенок Вас в любом случае любит. Но ему придется потратить несколько дней, чтобы поверить, что Вы из палача стали мамой (папой).

2. Продолжая первый принцип – ориентируйте ребенка на результат обучения, забывая про процесс обучения. Для этого нужно много и часто, но без всякого назидания и давления рассказывать о том, почему хорошо много знать. Об этом, кстати, снято очень много мультиков, присмотритесь! Так, что Ваши зерна упадут в плодородную почву.

3. С помощью поддержки можно добиться гораздо большего, чем с помощью давления. Говорите ребенку, что верите в него. Гордитесь его успехам и сопереживайте его неуспехам. Не очень его успокаивайте, просто грустите вместе с ним. Но радуйтесь сильнее. ТОЛЬКО вот что! Грустите из-за того, что ему грустно, а не из-за того, что он такой тупой!

4. Не навязывайте свою помощь. Предлагайте ее редко. А на просьбы ребенка о помощи, предложите ему, для начала, попробовать самому – продемонстрируйте уверенность в том, что он сам справится! И только в совсем тупиковых ситуациях объясните и расскажите ребенку о том, как бы Вы решили эту задачу. Не можете рассказать? Два варианта – идите и учитесь (есть короткие двухдневные курсы для наставников) или наймите репетитора. Только такого, который будет объяснять, и не будет давить, и не будет делать сам. Ваш ребенок должен знать, что рядом есть человек, который ему поможет. В крайнем случае, сходите в школу и договоритесь с преподавателем о том, что Вы все вместе (Вы, Ваш ребенок и преподаватель) останетесь после уроков и разберете все, что не понятно.

5. Если Вы действительно хотите, чтобы ребенок начал учится хорошо – отправьте его в книжный магазин. Или сходите вместе с ним. Сейчас есть множество учебников по каждому предмету. Пусть ребенок выберет такие, которые ему понравятся, которые ему захочется читать. Вы можете посоветовать ту или иную книгу, но выбор должен сделать он сам. Готовьтесь к тому, что Вам придется сходить в магазин несколько раз или провести там не один час. Кстати! Продавцы в книжных магазинах – дают неплохие советы! Если Вы не можете найти такого продавца в этом магазине – смело идите в следующий! Вам нужен проводник. Поэтому идите в магазин утром или днем, когда там мало народа. Объясните продавцу задачу и, если он согласится Вам помочь – пол дела сделано!